Сампсониевский
собор Сампсониевский собор представляет собой
архитектурный комплекс (собор - колокольня - часовня),
отличающийся от других культовых сооружений города характерной
чертой - смешением допетровских форм и элементов архитектуры
раннего Петербурга.
В целом исследователи относят его облик к одному из
направлений первой половины ХVIII века - "анненскому
барокко" (собор достраивался при императрице Анне
Иоанновне), однако завершение колокольни граненым шатром
с окошками - "слухами", является единственным
случаем в Петербурге, но типичным для зодчества XVI
- XVIII вв. Москвы, Ярославля, Соликамска и других русских
городов.
Этот храм - одно из старейших зданий города. На том
месте, где сегодня стоит собор, в конце ноября 1709
года по указу Петра I была заложена деревянная церковь.
Она была освящена в 1710 году в честь святого Сампсония
Странноприимца: именно в день этого святого, 27 июня
1709 года, русские войска нанесли сокрушительное поражение
шведской армии в битве под Полтавой. В память о сражении,
определившем исход Северной войны, Петр Великий приказал
построить церковь. Место для возведения храма было выбрано
неслучайно: церковь построили возле Выборгской дороги,
ведущей в петровские времена
в сторону владений шведского короля.
В 1728 году на месте деревянной церкви началось строительство
Сампсониевского собора. Его автор неизвестен, однако,
возможно, что храм строился по проекту Д. Трезини. Свойственное
памятникам переходного периода смешение различных архитектурных
стилей и форм проявилось и во внутреннем убранстве этого
храма, главным образом, в его иконостасах: главном и
двух малых. Главная достопримечательность Сампсониевского
собора – резной, золоченый иконостас первой половины
18 века высотой 11 метров. Главный иконостас во имя
Святого Сампсония Странноприимца, выполненный с изумительным
блеском и мастерством, представляет собой настоящий
шедевр русского искусства первой половины XVIII столетия.
Малые иконостасы (южный - в приделе Архистратига Михаила,
и северный - в приделе Иоанна Богослова) отличаются
более скромными формами и во многом уступают главному,
но, тем не менее, их также можно отнести к незаурядным
творениям своего времени.
Иконостасы собора принадлежат к тому типу, в котором
архитектура, скульптура
и изобразительное искусство сосуществует в гармоничном
синтезе друг с другом. Этот тип русского барочного иконостаса
складывается в первой четверти XVIII века и характерным
признаком его становится взаимодействие тенденции западноевропейского
искусства
с традициями старинного русского культового искусства.
В храме сохранились уникальные иконы первой половины
18 века, в том числе - подписные образа И. Квашнина
и А. Поспелова. В 1894 году часть мощей преподобного
Сампсония была перенесена из Пантелеймоновской церкви
в Сампсониевский собор. В 1909 году, когда Россия праздновала
200-летие Полтавской победы, напротив колокольни храма
был открыт памятник Петру Великому, выполненный скульптором
М. Антокольским. А на южном и северном фасадах колокольни
были установлены мемориальные доски, на которых высечен
текст обращения Петра I к русским воинам перед началом
битвы под Полтавой.
Сампсониевский собор, подобно другим храмам Петербурга,
сильно пострадал после Октябрьской революции и во время
Великой Отечественной Войны. В 1999 году, когда реставрационные
работы были завершены, собор получил статус государственного
музея-памятника. По субботам и воскресеньям, а также
в честь различных праздников,
в храме проводятся богослужения, на которые приходят
верующие со всего Петербурга.
|